Профессионал в области киберспорта

Опубликовано 05.04.2024

Время чтения: 14 минут

Комментарии: 0 Лайки: 0

Киберспорт является одним из самых востребованных видов спорта на глобальной арене. Он представляет собой симбиоз спорта и хобби, так как все начинается с любви к определенной онлайн-игре, которая перерастает в профессию, когда игрок добивается в ней определенных успехов.

Иван Чиж

Автор блога Coursator.Online

Краткое описание

С одной стороны, основные принципы любого вида спорта остаются неизменными: строгое соблюдение правил и победа сильнейшего. С другой стороны, для победы в киберспорте не требуются особые физические навыки. Быстрая реакция, стратегическое мышление, игровой азарт - все это "кибер"-спортсмен реализует через компьютер, подключенный к сети Интернет.

На первый взгляд, кибернетика и спорт - это две вещи, которые кажутся абсолютно несовместимыми. Однако, человеческая природа такова, что мы стремимся выходить за рамки утилитарного и искать что-то новое и беззаботное. Именно поэтому вершина современной технологии - компьютеры - стали основой для компьютерных игр. В то же время, даже простое развлечение теряет свой смысл, если в нем нет места для достижений и соперничества.

В конечном итоге, компьютерные игры в скором времени преобразовались в арену для спортивных состязаний.

Общепринято, что всё началось с многопользовательской игры Doom, работавшей в локальной вычислительной сети. Первая лига киберспортивцев возникла в США в 1997 году благодаря популярной игре Quake. Но игрой, которая превратила киберспорт в глобальное явление, эксперты считают Counter-Strike.

киберспорт является одним из самых востребованных видов спорта

Когда киберигра превращается в спорт

Компьютерная игра становится спортивной дисциплиной, если соответствует определенным критериям:

  • состязание между людьми или командами (а не с компьютером);
  • игра включает в себя короткие сессии (в дисциплинах киберспорта игровое время составляет от 20 до 60 минут);
  • все игроки участвуют при равных условиях.

При соблюдении этих критериев, компьютерная игра перестает быть простым развлечением и становится соревнованием интеллектов, стратегического и тактического мышления, а также скорости реакции игроков.

Федерация киберспорта России (ФКС) проводила лабораторные тесты физического состояния киберспортсменов." Оказалось, что в решающих матчах киберспортивных событий уровень мобилизации организма игрока настолько высок, как у гонщика в автоспорте во время гонки или бегуна на стометровке: происходит мощный выброс гормонов, сердцебиение учащается, игрок находится в состоянии максимальной концентрации и напряжения.

В мире компьютерного спорта выделяют 6 официальных соревновательных направлений:

  • "Боевая арена".
  • "Соревнования по головоломкам".
  • "Стратегия в реальном времени".
  • "Технический симулятор".
  • "Спортивный симулятор".
  • "Файтинги".

ФКС рассматривает вариант признания седьмого направления – "Шутеры".

К киберспортивным играм относятся не все компьютерные игры. Такой статус приобретают игры, отвечающие четырем критериям:

  • Наличие конкурентного элемента.
  • Отсутствие сюжетной линии.
  • Короткие игровые сессии.
  • Равные условия для всех участников.

Примеры киберспортивных игр:

  • 1. Dota 2.
  • Heroes of The Storm.
  • FIFA.
  • League of Legends.
  • StarCraft II.
  • Counter-Strike: Global Offensive.
  • Tekken 7.
  • World of Tanks.
  • Overwatch.
  • Hearthstone.

Участники киберспортивных соревнований подразделяются по возрастным группам. Участвовать в турнирах могут игроки, не младше 14 лет.

В профессиональных командах у игроков есть свои личные тренеры. Они контролируют, чтобы игроки поддерживали свое физическое состояние, осведомлены о том, как проводить гимнастику для глаз, как корректно организовать рабочую зону и выбирать монитор.

симулятор киберспорта

Характеристики профессии

В данном виде спорта есть возможность проявить себя тем, кто никогда не смог бы одержать победу в беге, плавании или даже гольфе. Более того, вероятно, это единственный спорт, где не важен гендер: нежная девушка может сражаться с любым противником, воплотив в себе образ бесподобного рыцаря.

Современные онлайн-игры разделяются на командные и индивидуальные:

  • Командные игры выбирают те, кто стремится чувствовать себя частью коллектива. Они уверены, что радость победы не уменьшается, когда ее делят на всех участников команды, а напротив, увеличивается.
  • Индивидуальные игры предпочитают амбициозные игроки, которые хотят самостоятельно нести ответственность за свои успехи и неудачи. Они убеждены, что ни одно чувство не сравнится с ощущением личного триумфа, если ты одержал его в тяжелом сражении.

Обычно, у каждого киберспортсмена есть своя предпочитаемая игра, в которую он погружается на долгие годы. Завсегдатай онлайн-игр не переключается на другие игры. Все апдейты, которые ему важны, связаны исключительно с его любимой игрой: обновления, новые карты, патчи и т.д.

Кибератлеты участвуют в турнирах, которые проходят через Интернет (онлайн-соревнования) или в компьютерных клубах (офлайн-, LAN-турниры).

Участие в интернет-соревнованиях имеет свои преимущества, поскольку игроки могут принимать в них участие, находясь дома, и даже участвовать в нескольких турнирах одновременно.

Сетевые турниры (LAN-турниры) обеспечивают равенство условий для всех участников и дают возможность спортсменам общаться напрямую. Игроки со всего мира собираются на эти состязания.

Независимо от того, является ли игрок командным игроком или предпочитает играть сам, компьютерные игры расширяют его жизненное пространство и помогают найти друзей в разных уголках мира.

Достоинства и недостатки профессии

Достоинства:

  • Путешествия по всему миру.
  • Обширное профессиональное сообщество единомышленников.

Недостатки:

  • Как и все виды спорта, киберспорт требует от игроков посвящения. Для достижения высоких результатов, игроку приходится уделять много времени игре.
  • Финансовые затраты: киберспортсмены тратят значительные суммы на оборудование: мощный компьютер с хорошей видеокартой, качественный монитор, мышь, микрофон, наушники и так далее. Деньги также нужны для поездок на сетевые турниры, которые проводятся по всему миру.
  • Гиподинамия. Хотя, по словам профессионалов, многие из них увлекаются активными видами спорта. Постоянное сидение за компьютером не приведёт к победе, если ухудшит здоровье.

Поэтому время, уделенное активности, можно считать частью спортивной дисциплины игрока. Более того, в профессиональных экипажах у кибератлетов есть свои личные коучи, которые контролируют, чтобы игроки находились в физической форме. 

Профессионалы в киберспорте в конечном итоге должны завершить свою карьеру. Однако страсть к игре может проявиться в новом виде. Интересно, что многие кибергеймеры, отказавшись от виртуальных игр, присоединяются к покеру (его считают очень интеллектуальной игрой). Есть возможность заняться тренерской работой или стать комментатором спортивных соревнований.

Главное место работы игрока он организует сам, дома. Если нет такой возможности, он может играть в компьютерном клубе. Более того, профессиональные игроки часто путешествуют по разным городам и странам для участия в лан-соревнованиях.

Карьера в киберспорте требует высокого уровня интеллекта, стойкости, хорошего зрения, быстрой реакции и развитой моторики рук.

Кибератлеты обычно получают зарплату как участники команды. Основным источником дохода являются призы турниров. Вознаграждения сопоставимы с гонорарами футболистов премьер-лиги. Самым крупным турниром считается The International по Dota 2. Его призовой фонд постоянно растет. В 2011 году победившая команда, состоящая из пяти геймеров, получила 1 миллион долларов. К 2017 году было разыграно уже 24 миллиона 790 тысяч долларов, в то время как текущий призовой фонд The International составляет 40 миллионов долларов. 

Лидеры в области киберспорта получают солидные денежные вознаграждения. Источниками дохода успешного игрока являются денежные призы (каждое значимое соревнование имеет свой призовой фонд), спонсорская поддержка и доли от контрактов с рекламодателями. 

Знания и навыки

Для киберспортсмена важно не только прекрасно ориентироваться в правилах игры, в которую он играет, но и владеть многими другими компьютерными программами. Большая часть геймеров - это опытные пользователи компьютера и интернета или они становятся таковыми со временем. Для эффективного участия в играх необходимо знать английский язык.

К тому же, Минспорт установил федеральные стандарты физической подготовки киберспортсменов. Для получения допуска к турниру, игрок должен сдать нормативы по бегу и силовым упражнениям.

в последние годы киберспортсменов стали обучать в учебных учреждениях

Обучение на киберспортсмена

Только в последние годы киберспортсменов стали обучать в учебных учреждениях. В 2018 году НГУ физической культуры, спорта и здоровья имени Лесгафта (Санкт-Петербург) стал первым российским вузом, который открыл полноценную бакалаврскую программу по подготовке киберспортсменов и тренеров. Факультет здоровья и реабилитологии принимает студентов на программу «Спортивная подготовка по виду спорта "компьютерный спорт"» по направлению 49. 03. 04 «Спорт»." Чтобы стать студентом, необходимо успешно сдать ЕГЭ по русскому языку и биологии, предоставить результаты ДВИ по выбранному виду спорта и успешно пройти собеседование. Предусмотрены бюджетные места.

В течение первых двух лет обучения будущие квалифицированные киберспортсмены изучают такие дисциплины, как анатомия, биомеханика, спортивная физиология, биохимия, иностранный язык, психология и другие важные для подготовки тренеров предметы. С третьего курса в программу добавляются специализированные дисциплины:

  • управление в киберспорте;
  • организация киберспортивных турниров;
  • теория и методология киберспорта;
  • история киберспорта.

Вместо обычной физической подготовки для студентов-киберспортсменов предусмотрена нейроатлетика - это комплекс упражнений, целью которых является одновременное улучшение физической формы и мозговых способностей. Владелец диплома о высшем образовании в области киберспорта может работать комментатором, организатором или судьей на соревнованиях по компьютерным играм, заниматься тренерской работой.

Во многих технических вузах России функционируют киберспортивные клубы, где студенты любых специальностей могут улучшать свои игровые навыки. Университеты активно поддерживают участие своих студентов в кибертурнирах, включая Всероссийскую студенческую лигу киберспорта (более 170 учебных заведений являются ее участниками). В ИТМО ввели специальную стипендию для одаренных студентов-киберспортсменов первого курса. Размер ежемесячной стипендии составляет 10 000 рублей.

С 2014 года в Санкт-петербургском государственном университете телекоммуникаций имени Бонч-Бруевича (СПбГУТ) функционирует Академия киберспорта CyberBonch. Основной фокус академии - обучение киберспортсменов. Записаться на курсы могут дети от 12 лет, обучение проводится на платной основе. Учащиеся академии принимают участие в официальных соревнованиях и получают спортивные разряды по киберспорту.

Не только в университетах, но и в частных школах компьютерного спорта проводят обучение киберспортсменов.

В большинстве своем, киберспортсмены - это автодидакты, которые развивают свои навыки в виртуальных соревнованиях. Любую игру можно изучить самостоятельно или с помощью друзей. Многие ответы на вопросы, связанные с играми, можно найти на русско- и англоязычных интернет-форумах, посвященных геймингу.

Комментарии